Forum PUGACHEVA | Форум ПУГАЧЕВА - Форум поклонников Аллы Пугачевой

Объявление

пресса:
новые видео:
• "Московский комсомолец" №78 (405) - Эти десять лет меня закомплексовали.
• "Экспресс газета" №14 (1259) - Как погибали влюбленные в Пугачеву.
• "Собеседник" №13 (1749) - У Аллы - юбилей.
• "Комсомольская правда" №15т (26965-т) - Юбилей Примадонны.
• "Московский комсомолец" №75 - Пугачева тайно посещала Серебренникова.
• "СтарХит" №13 (168) - К юбилею Аллы Пугачевой.
• "Телепрограмма" №14 (891) - Незнакомая Алла.
• "Телепрограмма" №10 (887) - Алла Пугачева опять разрешила весну.

новые сообщения:
чат:
топ темы:
АНОНСЫ (тв, концерты, события)
Виртуальный музей
"Старый телевизор"
Книги о Пугачевой
Стихи о Примадонне
"Изнанка парадного платья" - балахоны Пугачевой
Причёски АБ
Пугачева и ее шаги к стройности
Сколько песен спела или записала Пугачева?
Неизданное 2000 - 2009 (Студийные записи)
Пугачева композитор - список песен
Моё первое знакомство с Аллой
Бывшие поклонники
Фонограмма
группа "Рецитал"
Трёп - Флуд / Обсуждение (2)
Трёп - Флуд / Обсуждение (3)
Пугачева и Галкин = Любовь?
Ваша самая любимая песня Аллы - Флуд / Обсуждение
Ваша самая нелюбимая песня Аллы - Флуд / Обсуждение
1990 - Рождественские встречи 1991 (полностью)
Zielona Gora 1983 - ВИДЕО / ВИДЕО online
Золотой Орфей 1975 - ВИДЕО / ВИДЕО online
Сопот 1978 - ВИДЕО / ВИДЕО online
Сопот 1979 - ВИДЕО / ВИДЕО online
Пестрый котел (ГДР) 1976, 1979 - ВИДЕО
Фотоработы - Natusik
Реставрация ФОТО - ZDD
Реставрация ФОТО - Allita
Реставрация ФОТО - Василий Барбье
Реставрация ФОТО - Shakespeare
Реставрация ФОТО - aleks75
Реставрация ФОТО - amid33
Реставрация ФОТО - Никита-92
"Сны о любви" - обсуждение программы
Пугачёва и программа "Избранное"
"Избранное" / тур "Да!" - ВИДЕО
"Утренняя почта" - Интер (1, 2 сезон) - ВИДЕО
"Фактор А" 3 сезон - Мультитема
"Фактор А" 2 сезон - Мультитема
"Фактор А" 1 сезон - (1 часть) - Мультитема
"Фактор А" 1 сезон - (2 часть) - Мультитема
"Крым Мьюзик Фест" 2012 - Мультитема
"Крым Мьюзик Фест" 2011 - Мультитема
"Новая волна" 2011 - Мультитема
"Новая волна" 2014 - Мультитема
"Новая волна" 2015 - Мультитема
"Не волнуйтесь, тётя" - АУДИО
"Хрен-то вам закат" ("Ангел Алла") - АУДИО
"Не высовывайся, дочка" - премьера песни - АУДИО
"Рождественские встречи" 2013 - Мультитема
тв анонсы:

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Forum PUGACHEVA | Форум ПУГАЧЕВА - Форум поклонников Аллы Пугачевой » Пресса (Газеты / Журналы/ Интернет) » 2005 - Алла Пугачева: эффект бумеранга - (ПРЕССА)


2005 - Алла Пугачева: эффект бумеранга - (ПРЕССА)

Сообщений 1 страница 10 из 26

1

Давно нашёл в интернете статью, вроде бы даже упоминал её здесь-может, кто не читал, вот разместил, 2005 год(так написано на сайте)

Тамара Айзикович (Торонто)
Алла Пугачева: эффект бумеранга
Критический портрет Аллы Пугачёвой

Алла Пугачёва — имя знаменитое и одиозное, рождающее много разноречивых суждений и, как поёт сама певица, окруженное “молвою с кривотолками”. Одни принимают её творчество безоговорочно. Другие дают уклончивые или отрицательные оценки и выражают недоверие к выбранному ею пути.

Однако вне зависимости от того, как оценивается творчество Пугачёвой, необходимо признать, что её личностный и социально-общественный феномен в России, начиная c середины 70-х годов, не имеет аналогов. И дело не только в том, что Пугачёва талантлива, самобытна, излучает необыкновенную энергию, остро ощущает смену поколений, но и в её стремлении “не отставать”, любой ценой сохранить лидерство. В определённый период она стала для народа идолом, а для российской эстрады “хозяйкой”...

В поисках “Арлекино”

Рыжеволосая девчонка с Крестьянской Заставы начала свой творческий путь c московской музыкальной школы № 31. Уже тогда пробовала петь, хотя голоса практически не было. Сейчас в это трудно поверить. Но секрет в том, что Пугачёва относится к типу вокалистов, у которых голос как бы “законсервирован внутри”, и только с помощью профессиональных методов его можно “вынуть наружу”. Это и произошло, когда Алла поступила на дирижёрско-хоровое отделение музыкального училища им. Ипполитова-Иванова.

Впервые юную певицу заметили в 1964-м. Тогда, будучи студенткой второго курса, она спела песенку “Робот” (муз. Л.Мерабова, сл. М.Танича) вначале на телеконкурсе “Алло, мы ищем таланты”, а затем на “Голубом огоньке”, в программах “Пиф-паф” и “С добрым утром”. Выступления этой 16-летней девочки не предвещали большого будущего. На самом деле, впечатление это было обманчивым. Эстрадой Пугачёва увлеклась всерьёз. Всесторонне одарённая, она была сильной и независимой по натуре, способной к смелым, решительным действиям.

Алле повезло: она принадлежала к счастливому и свободному поколению, выросшему в период хрущёвской “оттепели”. Изменение политического климата, усиление международных контактов благоприятно повлияло на культуру страны. В сфере популярной эстрадной музыки также появились новые тенденции. С массовых и патриотических песен акцент переместился на сольные: лирические и танцевальные. Расцветает отечественный джаз. Молодёжь повально увлекается биг-битом. Возникают разного типа эстрадные вокальные ансамбли. Необычайную популярность приобретает творчество бардов. А на эстраде царит мощная “обойма” певцов разных жанров и стилей: от корифеев Л.Утёсова, К.Шульженко, Руслановой, М.Бернеса до Г.Отса, Г.Великановой, Э Пьехи, М.Кристалинской, М.Магомаева, Н.Брегвадзе, Ж.Татляна, Т.Миансаровой, И.Кобзона и многих, многих других.

Пугачёва же к моменту окончания музыкального училища ничем не выделялась среди сотен малоизвестных столичных вокалистов. Понимая, что перспектив пробиться в Москве нет, она устроилась на работу в ВИА “Электрон” при Липецкой филармонии, попав в самую низшую категорию отечественной эстрады. Но... “если долго мучиться, то что-нибудь получится”. Отработав в провинции около 5 лет и накопив профессиональный опыт, Алла возвратилась в столицу. С этой поры фортуна ей улыбалась, постоянно подсылая людей, играющих в жизни актрисы судьбоносную роль. И всё же её триумф — не только слепой каприз случая, как это слишком часто бывает, но и воздаяние за волю и талант.

В 1972-м году Аллу приглашают в биг-бэнд Олега Лундстрема. Осенью, во время гастролей оркестра в Ленинграде с ней знакомится поэт Илья Резник, с которым будет связано всё её дальнейшее творчество. Виталий Кретюк, руководитель ансамбля “Москвичи”, помог певице подготовиться к Пятому Всесоюзному конкурсу артистов эстрады (1974 год). Там она завоевывает скромное третье место, но зато заводит весьма полезные знакомства, в том числе с композитором Раймондом Паулсом и руководителем одного из лучших ВИА страны “Весёлые ребята” Павлом Слободкиным. Последний пригласил Аллу стать вокалисткой ансамбля.

Сразу же после конкурса Микаэл Таривердиев предложил артистке озвучить его песни к новому фильму Эльдара Рязанова “Ирония судьбы, или с лёгким паром!” (до этого она озвучивала его песни к фильму “Король-олень”, режиссер П.Арсенова). Работа была трудная, но в итоге все четыре музыкальных номера записали безукоризненно. Как показала жизнь, они оказались лучшей работой Пугачёвой в кино. И сегодня эти песни продолжают звучать в её исполнении так же искренно, глубоко и современно, как это было на премьере телефильма 1 января 1976 года.

Взлёт

Слава пришла к Пугачёвой в 1975-м году на фестивале “Золотой Орфей”, где ей был присуждён Гран-при за исполнение “Арлекино”.

В апреле 1975-го года, перед репетицией, незнакомый человек передал Пугачёвой ноты. Подарком оказалась песня “Арлекино” болгарского композитора и певца Эмила Димитрова, с которой он в 1964-м году победил на фестивале в Сопоте. Этой песне суждено было стать первым суперхитом в творчестве Пугачёвой. В ней впервые по-настоящему раскрылось её актёрское дарование, способность к мгновенному перевоплощению на сцене.

Кардинальную роль в подготовке Пугачёвой к этому конкурсу сыграл Павел Слободкин. Он сделал новую аранжировку, заказал новый поэтический текст, заменивший слабый оригинал. Слободкин проводил репетиции, корректируя каждую деталь: пластику, жесты, интонации. Он ходатайствовал перед Министерством культуры, чтобы на конкурс послали именно Пугачёву. Несмотря на это, примерно через год после триумфа на фестивале Алла покидает “Веселых ребят”. Мы ещё не раз с этим столкнёмся: она сотрудничает с людьми на определённом этапе и разрывает любые связи, если эти люди ей больше не нужны.

Новая встреча — следующий шаг её стремительной эстрадной карьеры. На сей раз это знакомство с композитором Александром Зацепиным и поэтом Леонидом Дербенёвым, которые с 1976 года становятся её основными авторами. Именно для неё написаны песни “Любовь одна виновата”, “До свидания, лето”, “Волшебник-недоучка”, “У черты” (“Ты не стал судьбой”), “Про эстраду”, “Если долго мучиться”, “Куда уходит детство”, “Этот мир”, “Мы не любим друг друга” и другие.

Впервые Зацепин и Дербенёв увидели Пугачёву во время телетрансляции “Золотого Орфея”. Тогда совместно с Любовью Цициной, редактором киностудии “Мосфильм”, у них родилась идея о создании музыкального фильма с участием Аллы Пугачёвой. Этот фильм вышел на экраны в 1978 году под названием “Женщина, которая поёт” (реж. Александр Орлов). Однако во время съёмок произошёл громкий скандал между певицей и композитором, который перечеркнул их дальнейшее личное и творческое сотрудничество. Они помирятся только через 25 лет, когда певица выступит на концерте, посвящённом 75-летию Александра Зацепина.

В ноябре 1976 года в доме у Л.Дербенёва Алла встречает кинорежиссёра Александра Стефановича. Он вскоре становится близким для неё человеком и вносит свою лепту в её творческую судьбу. Высоко оценивая артистичность певицы, он порекомендовал ей разыгрывать все без исключения песни как моноспектакли. Стефанович помогал Пугачёвой делать профессиональные записи. Её композиторское творчество в определённом смысле также связано с ним. Дело в том, что долгое время она скрывала своё авторство, подписываясь именем Бориса Горбоноса, школьного товарища Стефановича. Почему? Пугачёва объясняла это своеобразно: будто песни, которые она “хотела бы петь, всё не рождались и не рождались”. Тогда её заявление прозвучало, как неблагодарность в адрес тех композиторов, песнями которых она до этого успешно пользовалась, делая на них сценическую карьеру. Сегодня оно порождает вопрос: сумела ли композитор Пугачёва создать такие песни, которые она, во-первых, хотела бы петь, во-вторых, другие хотели бы петь, и, в-третьих, представляли бы достижение в жанре отечественной музыкальной эстрады? Да, Пугачёвой удалось написать целый ряд песен, отличающихся самобытностью и ставших шлягерами, как, например, “Женщина, которая поёт”, “Как тревожен этот путь”, “Звёздное лето”, “Осень”, “Беда”, “Настоящий полковник”, “Делу время”, “Бессонница”, “Примадонна” и ряд других. Но от большинства её песен, как справедливо заметил композитор Э.Ханок, “веет вторичностью и некоей перелицованностью высшего класса”, а некоторые откровенно слабы.

Дар сочинять музыку и тексты песен — одна из важных составляющих творчества певицы. И всё же, её высшие достижения связаны, прежде всего, с именами М.Таривердиева, А.Мажукова, А.Зацепина, М.Минкова, Р.Паулса, И.Николаева. Исполнение собственных песен Пугачёвой другими певцами — явление чрезвычайно редкое. Даже в концерте “Сюрприз для Аллы”, организованном Киркоровым к её 48-летию, где в честь певицы выступали звёзды российской эстрады, программа почти полностью состояла из хитов её репертуара, написанных другими композиторами. Причины этого могут быть различными. Многие песни слишком идентифицированы с конкретными событиями и переживаниями личной жизни певицы (“Женщина, которая поёт”, “Пришла и говорю”, “Сильная женщина”, “Примадонна”, “Когда я уйду”, “Когда я стану бабушкой”, “Доченька” и другие). Серьёзные песни слишком витиеваты и надуманы мелодически, а более простые — стереотипны.

Отдельная тема — поэтический текст. Удивительно, но Пугачёва, которая не только любит поэзию, но и сама сочиняет стихи, подчас неуважительно к ней относится. Так, например, “Женщина, которая поёт” — это переделка замечательного стихотворения Кайсына Кулиева “Женщине, которую люблю”. Не менее “свободно” она обошлась и с шекспировским сонетом номер девяносто в переводе Самуила Маршака, где она не просто заменила слова, но и исказила смысл (песня “Сонет Шекспира”). Не обошли пугачевской “коррекции” и стихи Осипа Мандельштама (песни “Ленинград”, “Музыкант”, “Я больше не ревную”).

Говоря о поэзии, нельзя не упомянуть и о песне Пугачевой “Свеча горела на столе” на стихи Бориса Пастернака, музыка и исполнение которой безвкусны и полностью искажают смысл стихотворения.

“Всё могут короли”

В новогоднюю ночь 1978 года на “Голубом огоньке” состоялась премьера нового шлягера певицы: шуточной песни Б.Рычкова и Л.Дербенёва “Всё могут короли”. Именно с этой песней в конце августа того же года Алла выступит на фестивале в Сопоте. Лауреатами Сопотского фестиваля в разное время были Т.Миaнсарова, С.Ротару, Л.Лещенко, Г.Чохели, М.Пахоменко, И.Понаровская. Приехав на конкурс с воспалением лёгких, Пугачёва, тем не менее, завоевала престижный Гран-при фестиваля.

Её популярность в СССР, странах Восточной Европы, Финляндии стремительно росла. По хельсинскому телевидению демонстрировался телефильм “У Аллы”, а по московскому — “Театр Аллы Пугачёвой” таллиннского режиссёра Тоомаса Ласманна. Одна из причин её стремительного восхождения коренится в специфике советской эстрады того времени.

Дело в том, что стиль выступлений большинства, даже очень талантливых эстрадных вокалистов, был предсказуем и ограничен рамками определённого амплуа и социальных условий. Старательно обходилось всё индивидуальное, личное, откровенное. Соблюдался спокойно-уравновешенный стиль исполнительства. Эмоции не выходили за рамки “приличий”. Манеры отличались сдержанностью, а позы статичностью.

И тут появилась Пугачёва: отчаянно смелая, непредсказуемая, раскованная и многоликая. Она выступала на большом эмоциональном накале, разрушая стереотипы своим неукротимым темпераментом. Артистка обладала редкой способностью держать публику в напряжении весь концерт. У К.С.Станиславского было два основных критерия актёрского исполнения: “верю” и “не верю”. Так вот Пугачёвой верили. Поэтому она могла повести за собой самую разную аудиторию.

Показательным, в этом смысле, было её выступление перед знаменитой и консервативной труппой МХАТа, которая считала Пугачёву вздорной, вульгарной и бесталанной. Выступление имело оглушительный успех. Народная артистка СССР Ангелина Степанова призналась, что выступление певицы стало для них открытием: “ни кино, ни телевидение, к сожалению, в полной мере нас с такой Пугачёвой не познакомили... Вообще Алла Пугачёва — не просто певица, она настоящая драматическая актриса...”

Признал Пугачёву долгое время не воспринимавший её корифей советской песни Никита Богословский. А композитор Ян Френкель охарактеризовал певицу так: “Алла Пугачёва? Я считаю, что это явление на эстраде просто уникальное — удивительно разностороннего дарования человек, но необузданна”. Действительно, необузданный характер артистки всё чаще проявлялся и на работе, и в жизни: в фамильярном общении со зрительным залом, “звёздных” выходках на съёмочных площадках, неуважении к коллегам по творческому цеху.

“Примадонна”

В декабре 1981 года Пугачёва подготовила серию концертов в Московском Театре эстрады. Это была новая актриса в новой программе, которую можно было назвать спектаклем-исповедью, где на глазах зрителей через песни рождалась судьба и жизнь женщины. Она пела о любви талантливо, мощно и откровенно. По сути дела Пугачёва стала первой эстрадной певицей на советской сцене, которая осмелилась открыто воспеть физическую любовь. В этом смысле её роль аналогична роли Эдит Пиаф и Шарля Азнавура на французской эстраде.

Осознание того, что она хочет “быть на сцене самой собой”, пришло к ней в конце 1970-х. С этой поры центральными темами становятся судьба человека и взаимоотношение мужчины и женщины. Постепенно в её репертуаре смещается акцент с песни развлекательной (“Улетай, туча” (В. Резникова), “Эти летние дожди” (М. Минкова — С.Кирсанова) на психологическую (“Не отрекаются, любя”, (муз. М.Минкова, стихи В.Тушновой, “Ты на свете есть” (муз. М.Минкова, стихи Л.Дербенёва), “Судьба, прошу, не пожалей добра...” (муз. Пугачёвой и Л.Гарина, стихи К.Кулиева), “Взлети над суетой” (муз. Пугачёвой, стихи И.Резника). Но ей требовались новые хиты. И тут — очередная удача: на её пути появляется Раймонд Паулс. И вот один за другим появляются суперхиты: “Маэстро”, “Старинные часы”, “Возвращение” (“Ты и я, мы оба правы...”), “Без меня” (“Без меня тебя любимый мой”), “Делу время — потехе час” на стихи И.Резника, “Песня на бис”, “Миллион алых роз” на стихи А.Вознесенского, “Прозрение” на стихи Р.Рождественского. Результатом их союза стала серия концертов в Театре Эстрады, названных “У нас в гостях Маэстро”. И, конечно, как уже бывало и в прошлом, творческая дружба дала трещину и произошёл очередной разрыв.

Паулса удачно заменил Игорь Николаев. Родом из Южно-Сахалинска, он работал клавишником в ансамбле Пугачёвой. Николаев проснулся известным после представления “Новогодний аттракцион в цирке Кио”, где певица спела “Расскажите, птицы” и “Айсберг” на слова И.Резника. Затем он создаёт для неё ещё несколько суперхитов: “Паромщик”, “Балет”, “XX век”.

Критика высоко оценила мастерство и искромётный талант артистки, великую силу её обаяния. “Эта певица наделена огромным артистическим даром, и ясно, что она не только певица, которая может исполнять песни, а это личность, которая несёт в себе заряд индивидуальности”, — отмечал Эльдар Рязанов.

В 1984-м году артистка подготовила новую театрализованную программу “Пришла и говорю”. Её премьера проходила в спорткомплексе “Олимпийский”. В ней участвовали музыканты, танцоры, циркачи, использовалось много спецэффектов. Пугачёва выступала не только в качестве исполнителя, но также сценариста и режиссёра (вместе с Вилем Головко). Эту программу она возила по всей стране. Её везде встречали как триумфатора. Апофеозом стало выступление на одной из самых престижных площадок страны — в концертном зале “Россия”. В 1985-м году будет смонтирован телефильм “Пришла и говорю”, куда войдут фрагменты из этой программы.

11-го января 1985 года Пугачёва получила новый официальный статус — звание народной артистки России. В дальнейшем певица удостоится Государственной премии и ордена “За заслуги перед Отечеством”. Даже спустя 10 лет после начала своего триумфа она оставалась самой прибыльной актрисой в стране. Её выступления приносили государству баснословные доходы, которые сравнивали с доходами от хлопка и нефти. Концерты певицы неизменно сопровождались охраной милиции и дружинников. Толпы фанатов днём и ночью, невзирая на погоду, несли вахту у её дома и репетиционной базы. В редакции журналов, где помещались о ней статьи и фотографии, шли тысячи писем. Пугачёва стала кровью и плотью своего народа, суперзвездой и идолом толпы.

Однако слава делала артистку всё более самонадеянной и не слишком требовательной к себе. 8 марта 1989 года по телевидению был показан концерт под названием “Женщина всегда права”, где выступили многие звёзды советской эстрады. Алла Пугачёва вела программу в такой развязной манере, что вызвала резкую негативную реакцию прессы...

Несостоявшаяся легенда или “Вверх по лестнице, ведущей вниз”

В июле 1979 года в Москве по случаю открытия гостиницы “Космос”, построенной французами, состоялся концерт. На нём выступили Алла Пугачёва и Джо Дассен. Там между ними состоялся пророческий для певицы диалог:

Дассен: “У нас с вами общий подход к песне. Мы не отделяем слова от музыки. Важно быть не только певцом, но и личностью. Бывает так: выпал успех, а певец к нему не готов. Он начал петь “своим голосом”, пришла признательность, достиг успеха — и он вдруг запел “голосом моды”. А ведь мода меняется...”

Пугачёва: “И всё-таки мне кажется надо идти в ногу со временем, с новыми музыкальными веяниями. Я лично не боюсь этого, если есть своё восприятия мира и музыки...”

окончание следует

+2

2

Несостоявшаяся легенда или “Вверх по лестнице, ведущей вниз”

В июле 1979 года в Москве по случаю открытия гостиницы “Космос”, построенной французами, состоялся концерт. На нём выступили Алла Пугачёва и Джо Дассен. Там, между ними состоялся пророческий для певицы диалог:

Дассен: “У нас с вами общий подход к песне. Мы не отделяем слова от музыки. Важно быть не только певцом, но и личностью. Бывает так: выпал успех, а певец к нему не готов. Он начал петь “своим голосом”, пришла признательность, достиг успеха — и он вдруг запел “голосом моды”. А ведь мода меняется...”

Пугачёва: “И всё-таки, мне кажется, надо идти в ногу со временем, с новыми музыкальными веяниями. Я лично не боюсь этого, если есть своё восприятия мира и музыки...”

Не остановил Пугачёву и совет К.Шульженко “быть строже к себе и строже формировать свой репертуар, не гнаться за последним криком моды”. Когда в середине 80-х “грянула” перестройка, певица смело пошла “в ногу со временем”. Будучи человеком активным, ищущим, любящим молодость и жизнь во всех её проявлениях, Алла не собиралась “уступать место тем, кто дышит в затылок и норовит спихнуть в этакие гран-дамы советской эстрады”. Так начался экспериментальный этап её творчества. Решив, что ей под силу любой возрастной имидж, певица то неожиданно впадала в детство в песенке “Белая панама”, то изображала подростка в “Робинзоне”, то пыталась выйти на контакт с рокерами. Её попытки сблизиться с последними далеко не всегда были успешны, поскольку это поколение не считало её “своей”. Но постепенно она добилась желаемого и “вошла в среду”, желая патронировать роково-попсовую молодёжь, и у неё же “подпитаться”, так как не владела этой стилистикой. И здесь ей очень помог Владимир Кузьмин — основатель группы “Динамик” и кумир этой молодёжи. Вершиной их совместного творчества стали концерты и исполнение песни “Две звезды”, написанной специально для них И.Николаевым.

На вопрос, удалось ли Пугачёвой овладеть роковой, а также джазовой стилистикой (её элементы она иногда использует), следует ответить отрицательно. Молодёжное влияние в музыке выразилось в основном в том, что Пугачёва ушла в попсу. Оно сказалось также на стиле одежды (предельно укороченные сценические туалеты) и стремлении собирать молодых под своё крыло.

Первым из таких проектов был “Театр песни Аллы Пугачёвой”. Цель этой большой концертной организации — помогать молодым, начинающим исполнителям. Данная идея реализовалась благодаря тому, что Министерство культуры предоставило экспериментальным театрам специальные льготы. Официальный статус коллектив получил в июле 1988 года. Он обладал правом заниматься продюсерством, гастролями и рекламой. Технический персонал достигал 200 человек. Пугачёва была художественным руководителем театра, а её муж Евгений Болдин — директором. Они колесили по стране в поисках молодых музыкантов. Подбирали им репертуар, обеспечивали аппаратурой, костюмами, снимали клипы, записывали пластинки. Итогом годовой работы становился декабрьский концерт под названием “Рождественские встречи Аллы Пугачёвой”. А после него предстояла очередная поездка за талантливой молодёжью. Но далеко не все по-настоящему талантливые попадали в этот театр. Субъективное отношение Пугачёвой иногда становилось важнее, чем данные молодого исполнителя.

Театр-студия просуществовал до конца 1992 года. Это было время тяжёлого экономического кризиса, и государственное субсидирование этой организации прекратилось. Для многих, кто получил старт в этом коллективе, Пугачёва стала “крёстной матерью”. Другие впоследствии от неё отреклись, да и сама примадонна предпочитала о них не вспоминать.

В конце 80-х годов заработки некоторых “трудящихся” поп-сцены стали баснословными, поскольку перестройка дала им возможность продавать результаты своего труда по рыночным ценам. Другие артисты оказались не у дел. Но Пугачёва, как всегда, была востребована. Она гастролировала с Театром песни, с сольными концертами по России, ближнему и дальнему зарубежью, организовывала “Рождественские встречи”. По статистическому анализу американских журналистов, Пугачёва — русский аналог Мадонны — вошла в число наиболее состоятельных людей страны. Ведь её концерты собирали десятки тысяч зрителей, а диски разошлись по свету тиражом в 200 миллионов экземпляров!

Начался и другой процесс, новый для России, но весьма распространённый во всём мире: открытие известными творческими людьми собственных бизнесов. Решила себя попробовать на коммерческом поприще и Пугачёва. Её интересы оказались весьма разносторонними. Здесь были духи и соки, обувь и чипсы, молодёжные шоу и мюзикл “Чикаго”.

Что касается песенного творчества, то планка, которая была взята в период её работы с М.Таривердиевым, А.Мажуковым, А.Зацепиным, М.Минковым, Р.Паулсом, И.Николаевым, уже не достигалась. Зато наметилась другая тенденция: оригинальных и качественных песен становилось всё меньше, а всё больше появлялось низкопробных клише.

Дело в том, что в 90-е годы контроль над российской эстрадой уже осуществлял шоу-бизнес. В нём всё было продано и куплено на корню. Правила игры определяли те, кому удалось вовремя взять власть в свои руки. Активное “воспитание” аудитории, особенно, молодёжной, шло путём внедрения “блатняги” и попсы. Пугачёва к этому времени стала крупнейшей фигурой шоу-бизнеса, а также “великой Аллой Борисовной”. Ей льстили, пели дифирамбы. Она решала, кому дать дорогу, а кому нет. Сама же чётко следовала основному правилу: реклама любыми средствами. В интервью газете “Аргументы и факты” (октябрь 1994 года) певица констатировала: “По большому счёту их (звёзд — Т.А.) у нас нет. Только я. Серьёзно говорю, я единственная звезда в России и в “совке”. Такая у меня должность...”

И на этой “должности” она “понесла” в массы “Зайку”, “Мадам Прошкину”, “Ням-ням”, “Я тебя поцеловала”, “Мал помалу”, “За монетку, за таблеточку сняли нашу малолеточку” и т.д. Я не могу употребить слово “репертуар” для этих “сочинений”, поэтому назовём их просто “ассортиментом”.

Это было бы её личным делом, если бы речь шла не об эстрадной певице России №1. Артист такого ранга — носитель истинного искусства, а не суррогата. И его профессиональная задача состоит в том, чтобы духовно поднимать публику, а не опускаться до её низменных потребностей, а тем более поощрять их. “На мой взгляд, — отмечал Булат Окуджава, — ей иногда изменяет вкус, или она таким образом вынуждена приспосабливаться к аудитории, очень широкой и разноплановой. Но она — человек, склонный к риску...”

С 1995-го певица взяла time out. “Моя временная пауза не связана с тем, что я буду лежать, задрав ножки кверху. Первое — я буду основательно лечиться. Второе — я буду строить театр. Третье — я буду выпускать журнал. Четвёртое — я очень люблю рисовать и рисую. Пятое — это то, что я дышу воздухом семьи. И мне это безумно нравится: быть дома, знать, что ты никуда не должна уезжать, а можешь сидеть дома и ждать, когда вернётся муж. Я вернусь тогда, когда пойму с чем мне вернуться...”

Перерыв оказался недолгим. По-видимому, эта программа действий достаточно ей наскучила. Уже в мае 1997 года Пугачёва участвует в конкурсе “Евровидения” и терпит полное фиаско — 15 место в третьеразрядном дивизионе! Она ещё раз демонстрирует, что не может дать трезвую оценку своему творчеству: определиться, с каким репертуаром и где ей стоит или не стоит выступать. Ведь, несмотря на многочисленные концерты за рубежом, её основными слушателями и почитателями, как была, так и остаётся русско-язычная аудитория. Поэтому, прав Раймонд Паулс, когда говорит, что “Пугачёва — явление на нашей эстраде, но беда Аллы в том, что она так и не смогла пробиться на мировую сцену, встать вровень с другими, а без этого невозможно по-настоящему ощутить себя звездой, как бы тебя не величали на родине: легенда, примадонна и так далее...”

Пожалуй, одним из наиболее ярких её выступлений, после двухлетней паузы, был сольный концерт в Москве (концертный зал “Россия”, 1998г). Программа, поставленная Борисом Красновым, в основе своей состояла из старого апробированного репертуара: разножанровых популярных песен и песен-исповедей, монологов, где она сполна использовала свой голос и артистическое дарование.

“Конец “Арлекино”?

Если Театр песни оказался нежизнеспособным, то его производное “Рождественские встречи” имели более долгую жизнь. Этот проект длился почти 15 лет. Сразу отмечу, что идея Пугачёвой, известнейшей в стране личности, стать их устроительницей, хозяйкой, радушно принимающей у себя в гостях, выглядела вполне логично. Она давала возможность красивой, оригинальной подачи темы и малоограниченного полёта фантазии. Ставилась задача привлечь к участию молодых исполнителей и выступить самой не только в качестве певицы, но также композитора и режиссёра. Как Пугачёва с ней справилась?

Уже с первого спектакля прослеживалась тенденция постепенного угасания творческой стороны “Рождественских встреч”. Огромные бюджеты, потраченные на сценические “навороты” и спецэффекты, не достигали необходимого результата. Непонятные сюжеты, компилированные постановки, смонтированные вопреки элементарным законам драматургии рождали впечатление, будто барыня выворачивает свои сундуки и приговаривает: “Смотрите сколько добра и всё моё, Что хочу, то делаю. Никто мне не указ. А кому не нравится — наплевать!” В апреле 1998 года в “Экспресс-газете” прозвучал вердикт выдающегося танцора Махмуда Эсамбаева: “Вообще-то я не люблю сытых и наглых людей. Алла была талантливой певицей в начале своей карьеры... Сейчас она уже не поёт, а орёт куда-то не туда, мимо микрофона. У неё нет женского шарма, она просто вульгарна... А кто ей сказал, что она режиссёр? Её “Рождественские встречи” — позор. Но она уже привыкла делать себе имя на скандалах...”

Выступления молодёжи, в большинстве своём, отличались низким качеством музыки и уровнем исполнительства. Моментами создавалось впечатление, что на святом для искусства месте, сцене, — царил шабаш! И это не могло завуалировать ни яркое творческое прошлое Пугачёвой, ни ореол “звезды”. А как иначе можно расценивать следующие “ репризы”:

2000-й год. Алла Борисовна восседает одна в директорской ложе. Оттуда она комментирует происходящее на сцене и “по-свойски” беседует с артистами и залом. “Вдруг” к ней подбегает “сильно испуганная” молодая актриса: Алла Борисовна! Алла Борисовна! Там какие-то хулиганы меня домогаются! Пугачёва: “Счастливая! И не “Хули-ганы” это вовсе, а группа “Хали-гали!” Ха-ха!

Немного позже.

Пугачёва: “А щас вам тётенька с Феденькой про другую девушку споёт”.

На виду у всего зала Великая, а потому уже не страдающая никакими комплексами звезда перелезает через перила, взбирается на сцену и запевает блатнягу “За монетку, за таблеточку сняли нашу малолеточку”. После чего кратчайшим путём (то есть через те же перила) оказывается снова на “командном пункте” — в ложе.

“А сейчас, — объявляет Пугачёва, — у нас гости из будущего. Они будут любить нас по-французски” (исполняется песня “Люби меня по-французски, если это так неизбежно”).

Далее молодой муж Киркоров поёт и темпераментно вытанцовывает перед ложей любимой, периодически сливаясь с ней в долгом и страстном поцелуе (видимо компенсируя нехватку времени дома). Надо отметить, что в “Рождественских встречах” 2002-года любовный пыл Киркорова станет ещё жарче. На всю страну он признается со сцены Алле в любви. Тусовка радостно крикнет: “Горько!” На что Алла, не смутившись, ответит: “Вы что, обалдели тут все!” А потом запоёт свой очередной “молодёжный хит”: “Голова моя глупая, безногая, безрукая. Огни зажигала, где дают по голове”. Можете ли вы представить себе Вертинского, Шульженко, Магомаева проделывающих то же самое?

Один из проектов “Встреч” финансировала пивоваренная компания “Балтика”. По этому случаю, Хозяйка сделала “оригинальный драматургический ход”: угощение зала пивом с таранькой. Она лично сдувала пенку с кружки, показывая, что в этом деле толк знает. Вот уж где искусство принадлежит народу! А на сцене, отобранная ею молодёжь, которой она так бескорыстно “разгребала” дорогу, горланила: “На хрена нам война. Пошла она на...” После таких концертов можно сказать одно: открылись шлюзы вседозволенности и распущенности, а не свободы. Это не что иное, как пир блатной босоты, заполонившей российскую поп-культуру.

Где бы ни происходили “Вечера” и кто бы в них ни участвовал, суть их оставалась неизменной: их главной целью было не искусство, а воссоздание разного рода тусовок, в центре которых всемогущая хозяйка Алла щедро расточала время и средства на тщеславный показ своей личности и ублажала приглашённых низкопробными песнями и шутками.

На мой взгляд, Пугачёвой всегда удавалась песенная драматургия. Но, к сожалению, даже диплом ГИТИСа не гарантирует высокое качество постановок. Работа режиссёра театрально-концертных зрелищ требует не только больших профессиональных знаний, но и специфического таланта: здесь, как и во многом другом, певица переоценивает себя. Вот и получается, что хорошая идея исковеркана из-за её примитивной реализации.

Последним молодёжным проектом Пугачёвой стала “Фабрика звёзд”. Её заключительный концерт состоялся в декабре 2004 года. Финалистов, прошедших отбор, было немного, и это дало возможность более организованно и чётко построить программу. Для поддержки юных артистов и привлечения публики были подключены звёзды российской эстрады, участвовавшие вместе с ними в дуэтах и ансамблях. Зал спорткомплекса “Олимпийский” был до отказа набит подростками.

Номера хорошо отрепетировали, со вкусом сделали костюмы и декорации. Но репертуар, как всегда, оставлял желать лучшего. А в исполнении песен чувствовалась рука Пугачёвой, настолько сильно её копировали. Внешне идея “Фабрики”, как и “Театра Аллы Пугачёвой” и “Рождественских встреч”, выглядела благородно: вывести в люди одарённую молодёжь. Но всё дело в том, что “Фабрика” выпустила всё, кроме звёзд! Ведь настоящих талантов мы так и не услышали! Зато поняли: это очередной коммерческий проект, принесший колоссальные доходы его устроителям. Что ждёт этих наспех сделанных “фабричных звёзд” дальше, мало кого заботит. Но бациллы звёздной болезни и славы им наверняка привить успели. А не самой ли Пугачёвой лучше всех известно, как мучительно долго и тяжело нужно учиться и работать, чтобы стать настоящей, а не мнимой звездой! И это очень важный моральный и профессиональный аспект с которым она не желает считаться, организовывая подобные проекты. Слишком уж часто артистка стала жертвовать искусством ради коммерции.

* * *

Аллу Пугачёву по её популярности, значимости и долголетию в советской эстраде нередко сравнивали с Леонидом Утёсовым, Клавдией Шульженко, Лидией Руслановой. И это правомерно. Она не только продолжила их традиции, но и, в известной степени, реформировала мир отечественной эстрады.

Но есть и принципиальная разница, отличающая её от этих великих артистов: они высоко держали планку культуры и эстетики, оставаясь верными своему искусству до последней минуты пребывания на сцене. При врождённом таланте у Пугачёвой был шанс долго стоять на Олимпе выше всех. Однако в ранге королевы эстрады она начала использовать недостойные методы для того, чтобы удержать популярность и власть. Ей не хватило внутренней культуры, утончённости вкуса и критического отношения к себе, которые ограждают истинного художника от грубых просчётов в творчестве. Именно это и стало причиной того, что она пустила на распродажу “святую к музыке любовь”. Погрузившись в трясину попсы, она не только сама оказалась на лестнице, ведущей вниз, но и повела за собой молодёжь и публику. Певица собственными руками выпустила бумеранг, который вернувшись, стал убивать в ней мастера.

Называли её и “русской Эдит Пиаф”. С этим, однако, тоже согласиться нельзя. Пиаф, несмотря на свою сложную и скандальную личную жизнь, стала символом Франции потому, что в творчестве, в отличие от Пугачевой, никогда не роняла своего достоинства.

Тем не менее, её роль в отечественной эстраде очень значительна. Эта яркая и неординарная артистка стала своеобразным зеркалом своего народа, отражением национального характера и российской действительности последних 30-ти лет.

Очень хорошо сказал о Пугачевой Михаил Козаков: “Алла Пугачёва талантливая певица, имеющая не только восхитительный голос. У неё есть нерв... Она замечательная характерная актриса. Когда я слышу её удачные работы, мне кажется, что её гигантское самомнение в какой-то мере оправдано. Я говорю лишь о музыке, отбрасывая в сторону все эти попсовые штучки: её замужество, рекламные дела и скандалы. Всю эту грязную пену, которая сопровождает попсу во всём мире. 15 лет назад один таксист, подвозивший меня, сказал, что я живу в эпоху Пугачёвой. Я с этим не согласен. Я жил, скорее, в эпоху Высоцкого или Меркюри, но не Пугачёвой”.

+3

3

Mumiaman7, [взломанный сайт],   А кто написал эту статью?

0

4

Ylia, Тамара Айзикович (Торонто). Своеобразная статья...я не со всем согласен.

0

5

Да ещё и фактических ошибок полно. И тон безапелляционно-назидательный. противная какая-то тётка из Торонто.)))

0

6

Mumiaman7 написал(а):

Алла Пугачёва — имя знаменитое и одиозное, рождающее много разноречивых суждений и, как поёт сама певица, окруженное “молвою с кривотолками”.

-да уж! с этим трудно несогласиться. всё вышеперечисленное собрано, как раз, вот в этой статье))

Mumiaman7 написал(а):

необходимо признать, что её личностный и социально-общественный феномен в России, начиная c середины 70-х годов, не имеет аналогов.

-эт точно!

Mumiaman7 написал(а):

Михаил Козаков:.... один таксист, подвозивший меня, сказал, что я живу в эпоху Пугачёвой. Я с этим не согласен. Я жил, скорее, в эпоху Высоцкого или Меркюри, но не Пугачёвой”.

-Эпохи не выбирают, уважаемый Михаил Михайлович, к сожалению. Вы просто рождаетесь,  едите, пьёте, спите, ходите на работу в общем живёте в данное время в данном месте. А в это время где-то рядом-вокруг миллионы людей любят Аллу Пугачёву и все, кто знает вас - знает Пугачёву. И это не зависит от вас будь вы таксист, или заслуженный артист. А что касается Высоцкого - он герой своего времени.
Как верно резюмировал автор статьи: Пугачёва -

Mumiaman7 написал(а):

яркая и неординарная артистка стала своеобразным зеркалом своего народа

. Высоцкий - не стал. Меркюри?????? Право слово,  пример вызывающий недоумение. нууу наверное зеркалом части кого-то другого  народа он мб и является:)))

0

7

Буду_Краток написал(а):

Высоцкий - не стал

Ды ладно к??
Как раз Высоцкий и был величайшим лицом эпохи, сам данного времени к сожалению не застал, но общаюсь с его современниками...
Не Цой ли стал лицом эпохи??
Попробуйте найти хоть один город где не было бы Стены памяти Цою...Такие есть и В Москве и в Питере и в НиНо...Ну если где-то даже и нет, то уж культовую "Цой жив" носила почти каждая кирпичная стена...
А вот, к сожалению, всеобщего поклонения Пугачевой я не застал...Хотя сам её очень люблю...
Если судить о последнем десятилетии, то певицы #1 нулевых, это все-таки наверное Земфира, ее песни пелись ночью под гитару, её песни расхватали на цитаты...
Всё таки права автор статьи, в том что Аллу поглатил шоу-бизнес...и 80 % творчества ушло...

0

8

ZDD написал(а):

Не Цой ли стал лицом эпохи??

Цой- герой своего времени.
Земфира-.....могла бы гореть....но сгорела

0

9

Я считаю, что именно Высоцкий и Пугачёва выразили бессознательные стремления наших соотечественников в определённое историческое время.

0

10

ZDD написал(а):

то певицы #1 нулевых, это все-таки наверное Земфира

Если это и правда так (в чем я все-таки сомневаюсь), то очень жаль, что эпохи нельзя выбирать.

0


Вы здесь » Forum PUGACHEVA | Форум ПУГАЧЕВА - Форум поклонников Аллы Пугачевой » Пресса (Газеты / Журналы/ Интернет) » 2005 - Алла Пугачева: эффект бумеранга - (ПРЕССА)